В Союзе журналистов прошла пресс-конференция с начальником ГЖИ

У омских УК начнут забирать лицензии

14 марта, на пресс-конференции начальник Государственной жилищной инспекции (ГЖИ) Омской области Александр Бурых рассказал об изменениях в жилищном законодательстве, которое вступило в силу 1 марта.

От 27 марта 2018 года вышло 331 постановление правительства РФ. В нем описано, какой должна быть аварийно-диспетчерская служба Управляющей компании (УК), любой организации, которая указывает жилищно-коммунальные услуги. Управляющим компаниям на это дали 11 месяцев, так как это дело небыстрое.

— С 1 марта 2019 года эта норма начинает действовать. Она носит заявительный характер. Если собственники к нам придут и скажут, что УК плохо работает, не принимает звонки, то ГЖИ будет выходить и проверять.

У сотрудника, который приходит в дом должен быть бейджик, удостоверение бахилы, а также он должен проводить фото и видеофиксацию того, что сделал, т.е. «как было и как стало». Кроме того, по каждому виду аварийных процессов отражается ликвидация аварийной ситуации. Причем на это отдается очень короткое время — от 30 минут до 3 часов. Например, засор канализации — 2 часа, а вот если прорвало трубу и бежит к соседям, то на это дается полчаса.

— Почему такие короткие сроки? Все дело в том, что в постановлении прописано, что УК должна находиться до самого дальнего дома на расстоянии 3 км. Для чего? Чтобы слесарь, электрик, специалист лифтовой службы мог вовремя выдвинуться на место аварии и оперативно реагировать на вызов.

Как отметил начальник ГЖИ, это под силу немногим УК. Это очень хороший инструмент. Когда ввели лицензирование УК в 2015 году, ее получить было очень легко. Надо было выучить 200 вопросов, сдать экзамен, ответив правильно всего на 86 вопросов. Еще одним требованием была несудимость, зарегистрировал УК (стоимость 10 тысяч рублей), заплатил пошлину за лицензию (30 тысяч рублей). Этого было достаточно, чтобы открыться.

При этом никто не проверял диплом, есть ли в штате такие сотрудники, как инженер, юрист, экономист, бухгалтер, есть ли клининговое оборудование. Этого никто не проверял. Человек по формальным признакам соответствовал и получал лицензию.

— Сам факт, что лицензия очень легко выдается, на мой взгляд, несправедлив. Но решать это можно только в правовом поле. Мы не могли поправить вход и поэтому решили поправить выход. До моего прихода ГЖИ не занималось тем, чтобы лишать кого-либо лицензии. Я провел анализ того, сколько лицензий выдано. Если не считать тех, которые переоформлены и т.д., то у нас чуть больше 200 лицензий, которые являются действующими. При этом мы выявили 43 пустых — нулевых лицензий. Они являлись как запасной аэродром, если одну лицензию отберут.

По словам начальника ГЖИ, сейчас он вышел с инициативой в лицензионную комиссию разрешить ему отозвать 23 лицензии. Но отзыв лицензии происходить лишь в судебном порядке, поэтому сейчас мы пробуем пилотно зайти на несколько организаций, у которых отзываем лицензии по основаниям, что в течение полугода нет ни одного рабочего дома.

— Второй момент. Мы уже проинформировали мэра города Оксану Фадину по одной организации, что нужно проводить конкурс, потому что мы подаем на организацию в суд. Основание, когда в течение двух лет более двух раз были вынесены судебные решения, которые не исполнены по нарушению лицензионных требований. Такая организация у нас не одна, но по первой мы уже начали работу. Готовим дела еще по двум организациям.

Как добавил чиновник, он думает, что их будет еще больше, потому что не всегда УК, которые пришли на рынок, реально готовы заниматься именно этим. Чаще всего они просто имитируют деятельность и просто собирают деньги. Когда возникают вопросы, то они исчезают, а на их место приходят другие — такие же однодневки. Поэтому ГЖИ договорилась с общественным советом и управляющими компаниями, что они в добровольном порядке предъявят, какие у них аварийно-диспетчерские службы.

Чего еще нет в законе, по мнению Александра Бурых, должен быть аварийный запас каких-то материалов и ресурсов. Должна быть техника, допущенный специальный персонал. А вот там, где будут жалобы граждан, ГЖИ будет выходить и публично об этом рассказывать.

На сайте общественного совета ГЖИ появится рейтинг УК, который будет показывать долги УК перед ресурсными компаниями. Про это люди должны знать, что не все УК тратят деньги по назначению. Если в течение двух периодов УК остаются должниками, то ГЖИ будет собирать по ним информацию и аннулировать лицензии. Но есть предусмотренный законом нюанс, который еще не проходил в практике. Когда решается вопрос аннулирования лицензии, то УК теряет все дома. Но есть вариант, что можно УК лишить лицензии только в отношении одного дома, по которому у нее что-то не получается. Если в течение года УК потеряет 15% площади домов, то тогда лицензия отзывается полностью. Но при грубых нарушениях, таких как долги — лицензия аннулируется полностью сразу по всем домам.

Однако УК сможет сохранить свои полномочия над управляемым домом в том случае, если жильцы решат о продолжении работы с ней. Но для этого нужно УК получить большинство голосов собственников.

Материал Ом1