40 лет назад вышел первый номер газеты «Вечерний Омск»!

 

Эту газету ждали и читатели, и журналисты. По установившемуся в стране правилу «Вечерки» открывали в городах с миллионным населением. Омск стал миллионником в 1975-м, с 1974 года в редакции «Омской правды» говорили о новой газете, но ее создание все откладывалось.

В 1978 году мы с мужем работали на Свердловском телевидении. Позвонил друг из местной «Вечерки» и сказал, что на факультете журналистики и в их редакции побывал заместитель редактора будущей омской газеты Владимир Николаенко, который ищет сотрудников в штат. «Он тебя помнит и ждет звонка», – добавил однокурсник. Николаенко! Редактор «Молодого сибиряка» в годы, когда я была юнкором. Позвонили, и вопрос с трудоустройством в родном городе был решен. И с квартирой. Свердловскую пришлось сдать государству, в Омске ждала двухкомнатная на ул. Лермонтова. Как создавался коллектив «Вечернего Омска»? Костяк составили журналисты «Омской правды». Возглавил газету замредактора «Омской правды» Михаил Вастьянов. Заведующими отделами стали: информации – Виктор Чекмарев, промышленности – Евгений Шелемин, Советов народных депутатов и быта – Александр Пешков, культуры – Елена Злотина, писем – Зинаида Кириллова. Из «Молодого сибиряка» перешел фотокорреспондент Эдуард Савин, с Омского телевидения – Людмила Першина. Валерий Куницын и Ольга Колина пришли из заводских многотиражек. Остальные – приезжие. Коллектив собрали из тринадцати городов Сибири и Урала. Все – со специальным образованием журфаков Московского, Ленинградского, Уральского, Иркутского университетов. Что привлекло в редакцию опытных и молодых журналистов? Зачем сотрудники «Омской правды» покинули свои места в уважаемой и тогда единственной в городе «взрослой» газете? Из областной – в городскую, это ведь в каком-то смысле даже понижение статуса. Но всех объединял азарт создания нового печатного органа. Читателя нужно было завоевывать. На первых «летучках» – мозговой штурм, фонтан идей, как сделать «Вечерку» интересной. Коллектив был сформирован в декабре, а 1 января 1979 года вышел первый номер газеты. Утром собрались в печатном цехе. Испытали чувство восторга, взяв с ротационной машины пахнущий типографской краской номер. Сфотографировались. «Тобой забит любой киоск»… Но в первые же дни пришло разочарование. В два часа дня у типографии стояли легковые машины «Союзпечати», развозившие только что отпечатанную газету по киоскам. Но ее омичи не покупали. В редакции ежедневно – звонки возмущенных читателей. Оказывается, люди ждали, что «Вечерка» будет похожа на «Омскую неделю» – рекламный еженедельник, завоевавший популярность объявлениями о знакомствах, а появилась еще одна общественно-политическая газета. На редакционном капустнике по случаю Дня Советской Армии прозвучала песня на мотив «Вечернего звона»: «Вечерний Омск», «Вечерний Омск», тобой забит любой киоск…» Но прошло совсем немного времени, и у киосков стали выстраиваться очереди за «Вечеркой». А в подписку она стала дефицитом. В стране ощущалась нехватка бумаги, и «Вечернему Омску» установили предельный тираж в сто тысяч экземпляров. Ни одна областная газета сегодня и мечтать о такой широкой аудитории читателей не может. А тогда на всех желающих не хватало. Прихожу на прием к врачу, она смотрит в карточку: «Вы в «Вечернем Омске» работаете! Помогите оформить подписку». Каждому сотруднику редакции разрешали подписать, разумеется, за деньги, 12 авторов или родственников. Мне, коренной омичке, этого всегда не хватало, авторов, родных и друзей было много больше. Что поделаешь, приходилось отказывать. И репортаж, и фельетон Чем брала «Вечерка»? Прежде всего обилием информации, оперативностью. В феврале 1979-го в Омске проходил фестиваль киностудии «Мосфильм». Вечером идешь на сеанс, утром сдаешь рецензию, и в два часа дня она выходит в свежем номере газеты. Сегодня печатным СМИ такая скорость выхода материалов не снится. А ведь тогда работали без компьютеров. Когда журналистка «Молодого сибиряка» Нина Козорез побывала в Японии и рассказала, что там пишущая машинка и линотип стоят в музее типографского дела, в это верилось с трудом. Сдача материала в последний момент верстки газеты называлась досылом. Спортивный обозреватель Олег Кутмин работал на досылах ежедневно. Когда хоккейная команда «Авангард», тогда именовавшаяся «Шинник», играла на выезде, утром все телефоны редакции разрывались от звонков: «Кто выиграл? С каким счетом?». Люди не желали ждать дневного выхода газеты, и все сотрудники, придя на работу, интересовались у Олега результатами матча, чтобы ответить омичам. Но, конечно, главная причина популярности газеты – интересные материалы. Сложился очень сильный творческий коллектив, какого ни до, ни после не было ни в одной омской газете. Виктор Чекмарев был неистощим на придумывание новых рубрик. «Дневник репортера», «За вечерним чаем», «Перекресток» – это все для материалов, интересных читателю. Елена Злотина была непревзойденным стилистом и знатоком театра, омичи зачитывались фельетонами Александра Пешкова. Валерий Куницын выбирал для своих репортажей самые экзотические места: поднимался с летчиками в воздух, спускался в подземные коммуникации. Ольга Колина умела просто и захватывающе интересно рассказать о людях науки.  Первой же весной с журфака Уральского университета приехало четверо практикантов, и трое в августе были приняты в штат редакции: Сергей Комаровский, Александр Коновалов, Николай Маслов. Позднее тот же факультет пополнил редакцию Владимиром Кемом, Мариной Вздорновой, Светланой Калинчук. Из Белгорода приехал Сергей Труш, из Горноалтайска – Геннадий Кондратьев. Пришли омичи Евгений Селезнев, Игорь Спиридонов, Андрей Федоров, Александр Коршунов. После четвертого курса журфака Томского университета приехал в Омск на практику Андрей Котелевский. Сложилось так, что, получив диплом, он шесть лет проработал в газете «Омская правда», потом стал редактором «Молодого сибиряка». А в начале 90-х годов Андрей Геннадьевич  вернулся в «Вечерку», но уже в должности заместителя главного редактора Юрия Бережного. Позже Андрей Котелевский возглавил коллектив и проработал руководителем газеты около 15 лет. Первый редактор А первым редактором был Михаил Алексеевич Вастьянов. Уникально работоспособный человек, уникально порядочный. Как редактор, он был членом бюро горкома партии. И почти на каждом заседании ему доставалось за газету, за нас. Порой повод был ничтожным. Например, отдел писем подготовил для женской страницы «Омичка» подборку рецептов, которые напечатали мелким шрифтом – нонпарелью. Первый секретарь горкома Ефим Алексеевич Норка прочитал и спросил: почему в одном из рецептов предлагается добавить спирт? Где наш человек может взять спирт? Только вынести с работы. Что и говорить об ошибках, которые в ту пору называли политическими! Однажды уборщица газетного цеха взяла с ротационного станка свежий номер, начала читать и увидела, что в тассовской информации в слове «Ленинград» пропущена буква «р». Машину остановили, тираж перепечатали. Вастьянов больше всего получал выговоров за критические материалы, которых в газете становилось все больше. При этом он никогда не вываливал на головы журналистов свои неприятности. Не кричал, был ровным со всеми, умел поддержать человека в поиске. Его похвала окрыляла. Авторитет был незыблем. Талант редактора – особый дар журналиста, дипломата, политика. Постоянные сражения за газету сказались на здоровье. Не выдержало сердце бывшего моряка Тихоокеанского флота, участника Великой Отечественной войны. Михаил Алексеевич Вастьянов умер осенью 1981 года прямо на работе. Ему было только 53 года. «А пианино есть?» В первый год редакции выделили одиннадцать квартир. Новоселья стали радостной приметой жизни коллектива. Все мужчины собирались перевозить скарб на новую квартиру. И обязательно спрашивали счастливчика: «А пианино есть?», вспомнив, как однажды пришлось нести инструмент на седьмой этаж. В редакции дружно отмечали праздники, ездили кататься на лыжах на базу в лагерь им. Добровольского, часть которого принадлежала издательству, летом вместе с детьми – за грибами. «Вечерний Омск» – на третьем этаже Дома печати, «Омская правда» – на втором. Дружили и соревновались. Если одни выпускают стенгазету, другие должны сделать ее больше и лучше. Стенгазета «Вечерки» была длиной 10 метров 20 сантиметров. О профессии – с юмором, коллеги зачитывались. В театральном мире есть понятие «театр-дом». И газета стала домом для журналистов «Вечерки», мы ею жили, мы вспоминаем ее и сегодня, собираясь с коллегами. И профессия журналиста тогда была не массовой, а штучной – со всей вытекающей из этого факта ответственностью за каждый материал, за каждое слово.

Автор Светлана Васильева
© Информационное агентство «ОМСКРЕГИОН»