«Нам с вами по пути!». Руководители СМИ и общественных организаций обсудили новые формы взаимодействия.

2 октября в рамках форума социальных предпринимателей и гражданских лидеров «Люда дела» состоялся круглый столом с участием руководителей крупнейших общественных организаций, членов общественной палаты Омской области и ведущих СМИ региона. Главной темой для обсуждения стала проблема информационного сопровождения общественных проектов на страницах печатных изданий, на телевидении, интернет-порталах и других медиа.

Диалоговую площадку «Информационная поддержка гражданских инициатив» организовало омское областное отделение Союза журналистов России.

– Тема, заявленная в повестку круглого стола, не нова, но она не теряет своей актуальности, – отметила в начале дискуссии председатель омского областного отделения Союза журналистов России Татьяна Бессонова. – Предлагаю сегодня обсудить новые формы взаимодействия, поделиться опытом, поговорить о перспективах сотрудничества.

В начале дискуссии участникам круглого стола продемонстрировали заранее подготовленный Центром социальных инноваций видео-опрос руководителей общественных организаций, участников форума, которые коротко поделились опытом взаимодействия со СМИ и отметили важность этого направления в работе.

Одно из исследований, проведенных в Омской области, показало, что 20 процентов общественных организаций в качестве серьезной проблемы в работе указывают отсутствие взаимодействия со СМИ. И лишь 12 процентов опрошенных назвали отношения с журналистами постоянно развивающимися.

– Наша задача не в том, чтобы кого-то в чем-то обвинить. Мы попытаемся дать оценку тем взаимоотношениям, которые сегодня есть между СМИ и НКО, ответить на вопрос: какие направления нужно развивать?

Первое слово предоставили руководителю ОРОО «ЦЕНТР ИННОВАЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ», члену общественной палаты Омской области, Общественной палаты РФ Ирине Сербиной.

– Мне постоянно приходится слышать, как общественники говорят, что их деятельность мало освещают в СМИ, – сказала Ирина Сербина. – В общественной палате РФ 20 комиссий. И одна из них как раз полностью посвящена массовым коммуникациям. И в рамках новых веяний много вопросов обсуждают по работе интернет-сообщества. В сентябре был подписан меморандум членами Координационного совета Общественной палаты РФ, операторами поисковых систем и крупных интернет-площадок. Этот меморандум был посвящен социальной рекламе и продвижению социальных проектов. Нам, общественникам, кажется, что наша деятельность так интересна и так всем понятна, что о ней обязательно надо рассказывать во всех СМИ. Но это должно быть интересно не только нам, а в большей степени тем людям, для кого мы работаем. Необходимо попасть в их сферу интересов и в концепцию работы средств массовой информации. И здесь без эффективного взаимодействия со СМИ обойтись нельзя. В этом году мы впервые опробовали такой механизм, который нам предложили СМИ, как социальный канал «ЦИСС Лайф55». Это вещь для нас абсолютно новая и, как показала практика работы в период пандемии, очень эффективная.

О том, как омские медиа освещают реализацию общественных проектов, получивших поддержку, в том числе из Фонда президентских грантов, рассказала Динара Кочергина, советник отдела работы со средствами массовой информации управления по взаимодействию со средствами массовой коммуникации департамента информационно-правового обеспечения, кадровой политики и государственной службы Министерства региональной политики и массовых коммуникаций Омской области.

– Только за этот год было зафиксировано 500 информаций о некоммерческих организациях в региональных СМИ, учитывая пандемию, 500 сообщений – это неплохой результат, – отметила Динара Сергеевна.

У общественных организаций есть несколько механизмов попасть в информационную повестку дня. Один из них – предложить свой проект в областной медиа-план.

– Попав в медиа-план, НКО имеет шансы быть увиденными и услышанными в печати или телевизионном эфире, – рассказала Динара Кочергина. – Также еженедельно формируется федеральная повестка, куда включаются наиболее интересные информационные поводы, которые могли бы получить освещение на федеральном уровне. Конечно, попасть в федеральную повестку очень сложно. Но здесь многое зависит от того, как поведут себя НКО. Кроме того, есть такая форма взаимодействия, как день района. Это позволяет журналистам накопить колоссальный объем информации и тем для публикаций на перспективу. Еще один ресурс для НКО – районные газеты. Для читателей это самый близкий и дорогой источник информации. Редакции не просто освещают уже действующие проекты, но и сами входят в эту воду, становятся яркими общественниками. А для НКО я хотела бы дать совет — ищите своих людей в редакциях.

К разговору подключилась секретарь Союза журналистов России Юлия Загитова (г. Москва), основатель и руководитель медиашколы НКО.

– Медиашколу НКО мы создали в 2018 году. Мне было всегда странно, почему огромное количество общественников не могут настроить постоянное взаимодействие с журналистами, – рассказала Юлия Загитова. – Я решила разобраться в этом, и в результате написала федеральный образовательный проект. За последние два годы мы обучили 5000 человек. Сегодня можно проходить обучение прямо на нашем сайте: www.schoolnko.ru. Выпустили два методических издания для журналистов и общественников с советами, каким образом повышать медакомпетенции. К сожалению, из-за стереотипов взаимодействие не удается настроить. Многие журналисты почему-то считают, что НКО должны платить за публикации о проектах. А общественники, однажды получив негативный опыт, вообще перестают обращаться к медиа-сообществу за поддержкой. Мне кажется, проблема комплексная. Я бы посоветовала некоммерческим организациям изначально придумывать пиар-историю своего проекта по тому, как вы будете работать и как это будет отражаться в СМИ и социальных сетях. Информационная открытость позволяет общественным организациям не только получать гранты, но и привлекать дополнительную финансовую поддержку «доноров». Это будет возможно только при условии, что социальные сети и сайт НКО будут популярны. Одними грантами организации не могут существовать.

Образовательные проекты для НКО реализуются и в Омской области. Об одном из них рассказал главный редактор газеты «Омская правда» Андрей Мотовилов, руководитель проекта «Омск в моем сердце».

– Мы разработали образовательную программу для НКО, в рамках которой проводили занятия по работе с текстами, по подготовке фото и видео с мероприятий. Обучали общественников организовывать пресс-конференции и пресс-туры, в целом отлаживать взаимодействие со СМИ, – рассказал Андрей Мотовилов. – Результат превзошел все ожидания. Мы получили массу положительных откликов. Многие НКО предложили нам сотрудничество. Сегодня мы пришли к выводу, что новые формы взаимодействия дают партнерские отношения. Это абсолютно новый уровень взаимодействия. Общественная организация получает более качественную информационную поддержку своих проектов, а СМИ – более полный объем информации, новых интересных героев для публикаций и возможность привлекать грантовую поддержку на совместно реализуемые проекты.

Беседу продолжила председатель омского регионального отделения Союза женщин России Тамара Синичникова, которая является организатором целого ряда социальных проектов. Она рассказала о сложностях, а в отдельных случаях и невозможности, взаимодействия со СМИ.

– Всем хочется «жареного», а хорошая семья из районного поселка почему-то журналистам не интересна. Порой привлечь СМИ на свои мероприятия удается только за счет личных контактов в редакциях. Я считаю, главная задача – это популяризация добрых дел в СМИ! – поделилась мнением Тамара Геннадьевна.

В ответ на реплики представителей общественных организаций участвующие в круглом столе руководители СМИ согласились сотрудничать с НКО.

Директор ГТРК «Иртыш» Елена Моренис отметила: «Нам с вами по пути! Например, на Радио России есть специальный проект «Хорошие вести региона» мы находим людей, которые заражают своим энтузиазмом, светом и добром».

Интересным опытом взаимодействия с НКО поделились редакторы районных печатных изданий. Например, главный редактор газеты «Пламя» всегда с вами» Марина Губенко рассказала, что зачастую крупные общественные проекты еще на этапе написания грантов обсуждаются в редакции.

А главный редактор газеты «Целинник НВ» Надежда Жданова добавила: «Мы готовы писать статьи и помогать представителям общественных организаций».

Диалог между СМИ и НКО состоялся. По итогам круглого стола был подписан ряд партнерских соглашений Омским областным Союзом журналистов России, Центром инноваций социальной сферы Омской области, газетой «Омская правда», омским региональным отделением «Союза женщин России», региональным отделением «Ассамблеи народов России» и движением «Омская молодежь». Предмет соглашения – налаживание долгосрочного сотрудничества и взаимодействия между НКО и профессиональным сообществом журналистов.

Екатерина Шнор.