Из истории Омского радио

Омская дикторская школа была признана одной из самых сильных в стране.

Омское радио – старейшее в Сибири! Первый радиоэфир состоялся в феврале 1927 года из здания окружного исполкома (ул. Красный путь, дом 1). Далее радиостудию разместили в новом месте — на втором этаже Омского радиокомитета (ул. Красногвардейская, дом 63). Здесь она размещалась вплоть до 1964 года, и только после строительства уникального здания Дома радио, расположившегося на Проспекте Мира, дом 1, радиостанция, наконец, заняла свое законное место. Стоит отметить, что омичи были в числе первых, кто имел свои регулярные радиопередачи! А наша дикторская школа была признана одной из самых сильных в стране.

Дом Радио стал первым и единственным на территории  Урала, Сибири и Дальнего Востока. В студии Омского дома радио хотели «звучать» все звезды отечественной эстрады и знаменитые вокалисты! В Фондах Дома радио хранятся записи Михаила Ульянова, Юлии Борисовой, Юрия Яковлева, Ростислава Плятта, Ии Савиной, Геннадия Бортникова, Маргариты Тереховой! Дом радио принимал друзей в лице народных артистов РСФСР Владимира Стеклова, Эммануила Виторгана, Аллы Балтер. В Доме радио свои первые сольные концерты записывал восходящая звезда Дмитрий Хворостовский. Дом радио посещали такие известные вокалисты как Юрий Атлантов, Борис Штоколов, Валентина Левко, выдающийся виолончелист Мстислав Ростропович.

Позывные «Радио России» ГТРК «Иртыш» стали родными для многих поколений омичей, а голоса дикторов и журналистов Леонида Кудрявского, Клавдии Рабинович, Валентина Шестакова, Виктора Ларионова, Петра Ребрина и Юрия Коробченко – легендами. Для тысяч жителей нашего региона новый день начинается именно с утренних новостей на омском радио.

«Если у вас, товарищи, есть минут двадцать свободного времени, присядьте, пожалуйста, поближе к репродукторам…», – вот как, оказывается, когда-то начинались передачи, звучавшие из бытовых трансляторов, или, как их тогда называли, радиоточек, которые имелись в каждой квартире и играли важную роль в жизни советских людей.

 

Борис Тюльков: «Радио на все времена»

«На омском радио довольно требовательно относились к формированию дикторского цеха. Принимали исключительно на конкурсной основе, вторым составляющим был интеллектуальный багаж конкурсанта. Профессия диктора требует знаний в разных областях, предпочтительным всегда считалось знание русского языка.

Самое дорогое и ценное мы передаем в наследство  молодому поколению журналистов — фондовые записи, которые хранят в себе приметы далекого времени, голоса, мысли и чувства тех, кто не петлял по тропинкам, а шел прямой дорогой своей жизни».

Клавдия Рабинович: «Мне предложили прочитать текст и на этом дали понять – аудиенция окончена»

Клавдия Дмитриевна Рабинович — легенда Омского радио. После окончания курсов стенографисток в 1943 году пришла в радиокомитет. В годы войны голос Клавдии объявлял сводки с военных фронтов, очень скоро диктор обрел негласное звание «Сибирский Левитан». Потом, много позже уже после войны Клавдия Дмитриевна отправилась на курсы к любимому диктору. Долгие годы ее и Юрия Левитана связывала добрая дружба.

Из воспоминаний Клавдии Рабинович: «Но сначала ответили отказом. Стенографистка уже была принята. Впрочем, на тот момент была в комитете вакансия диктора. Мне предложили прочитать текст и на этом дали понять – аудиенция окончена. Но едва за мной закрылась входная дверь, как вслед торопливо прокричали: «Вернитесь». Проводили в кабинет к председателю радиокомитета. Сначала меня приняли стажером. Однако, по воле случая, неожиданно заболел диктор, мне пришлось вести программу. Дебют оказался успешным. Тридцать лет работы – это волнующие страницы жизни страны, области и города. В годы войны мне неоднократно приходилось выступать в госпиталях перед раненными бойцами. Русский язык, русская литература стали неотъемлемой частью моей жизни. Мне приходило много писем от радиослушателей; были письма от девчонок, которые спрашивали о том, как стать диктором. По моему мнению, профессия диктора требует самоорганизации, повышенного чувства ответственности».

Нелли Белобородова: «Технические и акустические возможности концертной студии радио были безграничны!»

 

«Акустические и технические возможности Концертной студии Омского Дома радио позволяли сделать любую запись: от диктора до большого хора и оркестра. Мне довелось записывать солистов Государственного Большого Театра М. Кастрашвили, В. Левко, В. Пьявко, В. Атлантова, Б. Штоколова, М. Решетина, Симфонический оркестр Государственного Академического Большого Театра СССР под управлением Е. Светланова. Гостями омской студии были режиссёры и артисты ведущих театров Москвы, Санкт-Петербурга: Е.Симонов, М.Ульянов, Р.Плятт, Л.Марков, В.Стржельчик. Композиторы А.Бабаджанян, А.Петров, В.Успенский, ансамбль «Русская песня» Н.Бабкиной, писатели В.Озолин, А.Кутилов, А.Лейфер. Помимо записи в Концертной студии, мы вместе с музыкальным редактором Т. Муренец ездили по сёлам и деревням Омской области и там записывали уникальные фольклорные коллективы. Также моей работой было обеспечение трансляций праздничных демонстраций в Омске 1 мая и 7 ноября и запись программ национальных редакций Омского радио: немецкой, татарской, казахской. Много сотрудничали мы и с режиссёром омского телевидения А. Розенбергом, писали музыкальные фонограммы и спектакли для телевизионных программ, в том числе, телевизионного конкурса «Алло, мы ищем таланты» (автор А.Кулинич). А также готовила тематические программы ведущих журналистов омского радио П.Ребрина, Ю.Морозова, Л. Кудрявского, В.Павского, И.Шпаковской, Н.Стафиенко».

Виктор Ларионов: «Омское радио всегда отличалось высоким уровнем профессионализма»

Золотой фонд радио ГТРК «Иртыш» полон не только эксклюзивными записями, но и уникальными людьми, один из них – Виктор Ларионов, диктор, радиоведущий, известный многим своим бархатистым низким голосом. Удивительно, но в начале своего творческого пути Виктор Геннадьевич был обладателем тенора, и лишь спустя долгие годы работы его голос зазвучал по-новому.

«Омское радио всегда отличалось высоким уровнем профессионализма, чего стоят все дикторы, которые здесь работали. Пожалуй, главным моим учителем был, Николай Акимович Мироненко. Он дал понять мне: первое, что запоминает радиослушатель, — это голос, насколько он музыкален, насколько он входит к тебе в душу, насколько ложится на микрофон. Раньше дикторы ничем не были обременены, кроме того, что они должны были грамотно и красиво читать в эфире. Сейчас все иначе, к сожалению, этого мало».

Тамара Муренец: «Вершина этой профессии – доверие людей»

«На омском радио были прекрасные авторы. Например, здесь работала музыковед Ольга Петренко — невероятной эрудиции человек. Все девчонки, кто хотел быть похожей на кинозвезду, стремились подражать Ольге Петренко, всех поражало её ораторские искусство и багаж знаний. Вообще когда я пришла на радио, я была самой молодой в коллективе, своеобразной дочерью полка, конечно, и попадало мне по первое число. Сейчас те времена и тех людей я вспоминаю с пронзительной нежностью. Был такой случай: как-то после эфира мне позвонил диктор Валентин Иосифович Шестаков, в то время он находился уже на заслуженном отдыхе, и говорил мне какие-то хорошие слова. Я разрыдалась: ведь это же его и Клавдии Дмитриевны Рабинович, Николая Акимовича Мироненко и др., — это их заслуга. Добиться всего я смогла только благодаря своим учителям. Еще чем всегда жило омское радио – это концертная студия. Мы писали колоссальное количество коллективов, и фонд омского радио – это звуковое подтверждение развития и нашего города, и нашего региона».

По материалам сайта «Вести-Омск»