РОДОМ ИЗ СОРОК ПЕРВОГО

В июле 2021 года производственное объединение «Полет» отметило свое восьмидесятилетие. Ровесницей завода является его газета, не изменившая своему давнему славному имени – «Заводская жизнь».

Военное время

Омский завод № 166 (будущий «Полет») был образован в 1941 году на базе эвакуированных из Москвы авиазаводов – опытного №156 и серийного № 81 им. В.М. Молотова. Вместе с производственными цехами в Омск эвакуировались редакции и типографии многотиражных газет «Авиатор» (завод № 156) и «Молотовец» (завод № 81). Здесь они объединились, новая газета стала называться «Сталинец». В сентябре (по другим данным – в октябре) 1941-го вышел ее первый номер. Редактором объединенной газеты стал бывший редактор «Авиатора» Д. Г. Ривкин. В конце войны его сменил литработник сначала «Молотовца», потом «Сталинца» П. А. Болштянский. Павла Абрамовича запомнили на заводе как яркую творческую личность, хорошего организатора, порядочного и интеллигентного человека.

В войну газета выходила два раза в неделю на двух полосах тиражом 2 тысячи экземпляров, она печаталась на оберточной бумаге желтого, серого или голубого цвета. Набор, верстку и печать номеров (вплоть до 2007 года) выполняла заводская типография. По словам ветеранов, многотиражка сыграла огромную роль в мобилизации коллектива на выполнение сложнейших производственных задач: умело пропагандировала опыт передовиков, способствовала устранению недостатков (у Болштянского была авторская рубрика «Острое слово Кузьмы Смыслова»); оперативно информировала о происходящем на предприятии и в стране.

Коллектив завода не остался в стороне от развернувшегося в тылу патриотического движения по сбору средств в Фонд обороны. Заводчане внесли в этот фонд пять миллионов рублей. А комсомольцы сборочного цеха № 4 по предложению комсомолки Нины Ланбиной решили в нерабочее время построить самолет Як-9. Их призыв, напечатанный в газете «Сталинец», поддержали все комсомольцы и молодежь завода. В начале 1944 года сверхплановый истребитель, названный именем героя Советского Союза Юрия Смирнова, был отправлен на фронт. Всего на предприятии было выпущено сверх плана две эскадрильи самолетов, а также несколько именных машин. Организующая роль маленькой заводской газеты здесь сработала по полной – на скорую, долгожданную Победу.

Уже после окончания войны, 12 июля 1945 года вышел спецвыпуск «Сталинца». В нем был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении завода орденом Трудового Красного Знамени и списки 320 работников предприятия, удостоенных орденов и медалей. К сожалению, подшивки заводской газеты времен войны по нелепой директиве «сверху» были уничтожены. Бесследно исчез уникальный материал заводской истории. До наших дней дошли лишь отдельные номера.

Под именем «Заводская жизнь»

В 1956 году газета получила имя «Заводская жизнь». Долгое время она выходила на четырех полосах дважды в неделю тиражом 3,5 тыс. экземпляров. Штат увеличился до 11 сотрудников. В шестидесятые годы ответственным секретарем «Заводской жизни» работал Станислав Николаевич Вигилянский. Он возглавил газету в 1980-м на целое десятилетие. Крепкий, хорошо известный в городе профессионал, Вигилянский делал типичную советскую газету, в ее лучших традициях. Затем год-два редакцией руководили В.И. Сидоренко, Л.Н. Пальчиковская, Н.И. Зельцер.

Девяностые годы – особый период для всей пишущей братии. Тираж и периодичность заводской газеты тогда упали, но читать ее стало интересно от корки до корки. На газетных страницах звучала живая речь, выплескивалась боль и радость, пестовалась обоснованная вера в возрождение предприятия… В это время в «Заводской жизни» работали  блестящие профессионалы: Эдуард Каня, Сергей Прокопьев, Александра Самсонова, Лариса Елтышева. Что ни имя, то легкое перо, умный, творческий подход к работе. Елтышева с 1994-го десять лет стояла у руля заводского газетного дела, Прокопьев был редактором с 2004-го по 2017-й. Кроме того, Сергей Николаевич написал больше десятка популярных у читателей  книг, массу статей в различные энциклопедии, он был принят в Союз писателей России.

В 2007 году газета стала полноцветной. Особую роль стали играть фотоиллюстрации в исполнении замечательного профессионала А. И. Рогозина. Первые снимки Анатолия Иосифовича появились в газете в начале семидесятых, а в целом его заводской фотостаж приближается к пятидесяти! Стоит отметить, что в восьмидесятых и девяностых годах штатным фотокором газеты был И. П. Кнодель, известный в своих кругах мастер фотопортрета. Об Эдуарде Николаевиче Кане, корреспонденте «Заводской жизни», нельзя не сказать подробнее. Он пришел на завод в 1994-м с опытом историка и газетного цензора, верой и правдой отработал в «Заводской жизни 16 лет. Очень интересный был человек и журналист, прекрасный собеседник, с ним особенно повезло тогда газете. Каня выделялся своими энциклопедическими знаниями и особенно – точным историческим подходом к изложению событий. Это сильно пригодилось при создании (силами редакции) серии книг «Высота «Полета», «Новая высота «Полета».

Подобрать, обобщить, во всех подробностях изложить многочисленные (а том числе архивные) материалы по заводским темам было нелегко. За сравнительно небольшой срок была проделана титаническая работа редакционного коллектива и его помощников. Редакция справилась и, надо сказать, взяла высокую планку.

«Заводская жизнь» всегда была на хорошем счету в городе, области, в профессиональном сообществе, о чем говорят газетные награды разного уровня. Их немало. А главное, газета всегда опиралась на своих читателей, старалась показать, насколько уникальны и неповторимы люди «Полета» – главное достояние предприятия. На том стоим!

Галина МАКАШЕНЕЦ,

редактор газеты «Заводская жизнь» с 2017 года,

 член Союза журналистов РФ с 1984 года