Омские журналисты посетили Большекулачинский Свято-Никольский мужской монастырь

Спустя неделю после экскурсии по Успенскому кафедральному Собору в рамках творческого проекта Омского отделения Союза журналистов России «Свет православия» работникам СМИ снова выпала возможность посетить одну из святынь Прииртышья. На этот раз пунктом назначения стал Свято-Никольский мужской монастырь, расположенный в селе Большекулачье, что в 30 километрах от города.

Хоть выезд туда состоялся в последний день лета, погода все утро стояла по-настоящему осенняя. Серые тучи и мелкий моросящий дождик могли нагнать тоску даже на самого убежденного оптимиста. Но как только автобус с представителями СМИ покинул город, небо начало светлеть, а когда журналисты доехали до монастыря, то окончательно прояснилось. Такое совпадение не укрылось от внимания священнослужителей. «Как вы приехали – так и кончился дождь», – с улыбкой сообщил журналистам монах, встретивший их у ворот. Тут же он рассказал, что в храме идет крещение младенцев и предложил не прерывать таинства и какое-то время побеседовать под открытым небом. Возражать никто не стал.

Собеседником журналистов был наместник монастыря игумен Зосима (Балин). Представившись, он сразу пояснил, что со старцем Зосимой из романа «Братья Карамазовы» его связывает не только имя и монашеская ряса. Как оказалось, когда режиссер «Галерки» Владимир Витько ставил спектакль по этому произведению (кстати, Ассоциация молодых журналистов в апреле писала на него подробную рецензию), игумен был консультантом. Он же впоследствии отпевал внезапно ушедшего из жизни сына Владимира Федоровича – актера и постановщика Кирилла Витько.

– В праздник Крещения Господня к святому источнику в монастыре приезжает много людей, – рассказал игумен Зосима. – В нынешнем году — примерно четыре тысячи человек. И бывает горестно, что 90 процентов приезжающих на Крещение сразу бегут к купели, минуя храм. Из погружения в прорубь не надо делать культа, оно не смоет с тебя годовой греховный опыт.
Впрочем, игумен Зосима все-таки смог выделить главный плюс крещенских купаний. «Они служат мостиком от народного православия к церковному», – объяснил он. По словам священника, такие «мостики» очень важны, ведь серьезную опасность для русской веры монах видит в попытках отвести ключевую роль традициям, таким как погружение в прорубь или покраска яиц на Пасху, а не Церкви. А священники, в свою очередь, не могут напрямую объяснять далеким от религиозных таинств людям, что те живут с «языческим мировоззрением»:

– Если бы мы, как сектанты, ходили по квартирам и «лезли людям под кожу», то опошлили бы свой апостольский путь. Бог дал человеку свободу, поэтому он вправе сам выбирать между добром и злом, вправе сам выбрать свою конфессию. Забрать это право – значит, провести насильственное обращение, обращение против Христа.

История Свято-Никольского монастыря –свидетельство того, как люди приходят к вере, помогая восстанавливать храм. Когда в 1988 году Свято-Никольский храм был передан Русской Православной Церкви, он стоял без крестов, куполов и крыши. Чтобы привести здание в порядок, вокруг священника, в будущем игумена обители отца Виталия Кляритского  объединились благотворители, местные жители и омичи. Сначала церковь была приходской, а в 1995 году по указу Священного Синода РПЦ был основан мужской монастырь.

– Владыка Феодосий (митрополит Омский и Тарский с 1986 по 2011 год) не любил постригать людей, – признался инок Зосима. – При нем из черного духовенства в обители был только отец Виталий. Однако именно тогда сформировался костяк нашего монастыря.

А затем отец Зосима рассказал, что многие люди, оказавшиеся в те времена в обители, освободились из находящейся неподалеку наркологической зоны и из мест лишения свободы. И сегодня в монастырь приходят люди с трудной судьбой. Увидев в глазах журналистов изумление, он объяснил:

– Иногда отвергнуть человека, пусть даже и уголовника, – это значит сломать его судьбу. С другой стороны, принимая их, я несу ответ и перед законом, и перед Богом.

Позже священник поведал, что монастырская жизнь в Сибири вообще имеет яркий ссыльнокаторжный оттенок:
– Еще в конце XIX века обители были местом заточения. Максим Грек провел значительную часть жизни в одиночном каземате, который называли кельей. В монастырь была заточена царевна Софья. Это далеко не лучшая традиция, уходящая корнями в глубину веков. Сегодня же благоустроенные места вроде Троице-Сергиевой лавры отказываются принимать в свои стены людей с небезупречным прошлым. И тогда сибирские обители становятся живительными оазисами для тех, кому в другие места путь заказан.

Сегодня в Свято-Никольском мужском монастыре – 30 насельников: семь монахов, остальные – трудники. Правая рука наместника – благочинный монастыря отец Николай (Лисицын), ведающий приемом паломников. О.Николай – в прошлом подполковник, участник военных действий в Афганистане и Югославии. Возможно, воинская дисциплина и помогла ему перенести самое тяжелое испытание, с которым, по словам игумена Зосимы, сталкиваются монахи:

– От нас требуется полный отказ от своей воли. Именно так, дословно, написано во всех святоотеческих книгах. Ты приходишь, чтобы предать кому-то свою греховную волю и обрекаешь себя на полное покаяние Богу, на добровольное рабство. С другой стороны, ты не думаешь, где найти еду, как закрыть счет за коммунальные услуги – всем этим тебя обеспечивает монастырь, а взамен требует полного соблюдения устава.

 

За беседой о правилах монастырской жизни журналисты и не заметили, как из храма вышли прихожане с уже окрещенными младенцами. Зато это заметил инок Зосима и пригласил корреспондентов внутрь. Там он поведал, что в монастыре хранятся весьма почитаемые святыни:  частицы мощей святителя Николая, блаженной Матроны Московской, праведного Феодора Ушакова, Киево-Печерских святых, преподобного Феодора Томского. В алтаре хранится ковчег с двумя крошечными частицами Креста Господня, верительная грамота 1782 года и гербовая печать католического епископа подтверждают подлинность реликвии.

Кроме того, священник указал на икону Иоанна Предтечи, написанную сто лет назад и рассказал, как она попала в Омскую область:

– Наша трудница матушка Серафима была в Иерусалиме, и видела, как реставрировали русскую часовню на Елеонской горе. Старые, написанные на холстах иконы рабочие снимали с киотов, а на их место вешали новые – красивые, покрытые золотом. Матушка Серафима попросила разрешение забрать один образ с собой, и ей позволили. Сегодня икона Иоанна Предтечи в Свято-Никольском храме монастыря – символ неразрывной связи Святой земли и России.

О. Зосима в конце встречи с журналистами хотел пригласить гостей на чашку чая и очень огорчился, узнав, что те не могут остаться, поскольку ждет автобус. Тогда, чтобы попрощаться со всеми, как подобает, он попросил принести святой воды и окропил всех присутствующих, благословив их на следующий учебный и рабочий год.

Так окончилась вторая экскурсия в рамках творческого конкурса «Свет Православия, организованного омским отделением Союза журналистов России. Впереди у сотрудников омских СМИ еще два визита – в женский Ачаирский монастырь и Церковь Святой Татьяны  ОмГУ им. Достоевского.


Владимир Еськин, студент ОмГУ, журналистское отделение