Жизнелюб и оптимист

Известный омский фотожурналист Борис Метцгер отмечает день рождения

Предки Бориса Метцгера – так называемые Екатерининские немцы, приехавшие в Россию два с половиной столетия назад. Дед был богатым купцом и жил там, где сейчас живет Борис Викторович, на улице Омской.

А внук выбрал профессию так. На первый фотоаппарат «Смена» и фотоувеличитель школьник из поселка Таврического заработал деньги сбором ягод в плодопитомнике.

– С тех пор на сборе ягод меня никто обогнать не может, я на даче один этим занимаюсь, – говорит Борис Викторович.

Первые уроки – от соседа-фотографа. Потом фотографировал армейские будни и красоты природы Курильского острова Кунашир, где довелось служить.

А второй фотоаппарат – «Киев» выменял в студенческом общежитии машиностроительного института, предложив товарищу свой мотоцикл. Декан Владислав Кондащевский, сам увлекавшийся фотографией, поддержал парня, уже знакомого с этим делом. Борис снимал институтскую жизнь и вывешивал на стене лестницы. Фоторепортаж из стройотряда, который работал в Горьковском районе, показали по телевидению. И руководитель омской студии Екатерина Машкова предложила: «Приходите к нам на работу. Из вас получится хороший фотограф».

И Метцгер сменил профессию, вернувшись к мечте детства. Тогда, в начале 60-х, операторы снимали на кинопленку, проявка, монтаж – дело долгое, а фоторепортажи с места события сразу шли в эфир. И 25 лет с небольшим перерывом (уходил в Новосибирскую кинохронику) он отработал на телевидении. Печатался в газетах «Омская правда» и «Молодой сибиряк», потом работал фотокорреспондентом на заводе синтетического каучука, в редакции газеты «Вечерний Омск».

Борис Викторович признается, что самые важные уроки в профессии ему преподали фотожурналисты Виталий Липовский и Ирина Обуховская. А одно из первых заданий для газеты получил от Эдуарда Савина.

– Он поручил мне снять Майю Кристалинскую, которая выступала в ДК им. Баранова. Помню, как подходил к ней, робея, с дрожащими коленями. А потом в газете появился снимок с подписью: «Фото студента машиностроительного института Бориса Метцгера». И всю жизнь Эдуард Савин преподавал мне хорошие уроки. Я показывал ему свои фотографии, он их критически разбирал.

Как Солженицын шел по шпалам

Борис Метцгер всегда тщательно готовится к съемке. Собирает информацию о человеке. А при встрече долго смотрит на него изучающим взглядом, стараясь понять характер. Случались удивительные истории с фотографиями. Вот одна из них:

– Захожу в отдел писем телестудии, там письмо из Юрмалы, просят выслать данные о почетном гражданине их города Александре Федоровиче Серове. Я забегаю в кабинет к журналисту Владимиру Семенову: «Поехали в Тевриз!». Наш земляк, учитель из северной деревни, в войну на Рижском взморье один уничтожил 17 танков. И снаряд попал в него, посчитали, что герой погиб. А он очнулся, и хирурги Риги спасли ему жизнь. И вот сидим у Серова в доме, а он ничего не рассказывает, только: «Танки шли – я бил». Я говорю: «Саша, а у тебя водка есть?» А сам-то я совершенно не пью. Он удивился, но достал, жена накрыла стол – и пошел рассказ. Очерк с моей фотографией опубликовали в «Омской правде». Потом приехала Валентина Леонтьева и сделала Серова героем своей передачи. Начальник Генерального штаба снял свою звезду Героя и вручил нашему земляку, говорит: «Я Героя Советского Союза за твой подвиг получил, а тебя наградили посмертно».

Если получился снимок, это большая радость для фотокорреспондента. Иногда приходится понервничать, чтобы поймать нужный кадр. Когда на вокзале встречали Александра Солженицына, он, выйдя из вагона, сразу попал в плотное кольцо журналистов. А Метцгеру хотелось снять его одного. Подошел к великому писателю: «Александр Исаевич, я хочу сделать снимок, как вы идете по шпалам». Солженицыну идея понравилась. Но снимали тогда не на «цифру», в фотоаппарате оставался последний кадр. А перезаряжать некогда. Снимок получился, а настойчивого фотокорреспондента пригласили прийти на следующий день в музей Кондратия Белова на встречу с писателем губернатора Леонида Полежаева. И тут он был единственным из журналистской братии.

Верность городу – это любовь

Борис Метцгер часто повторяет: «Фотокорреспондент должен быть везде, но быть невидимым». Профессия требует как энергии, так и деликатности. Когда-то один из уроков преподала Татьяна Ожигова. Однажды в театре он ради выразительного кадра поднялся на краешек сцены. Актриса сказала: «Так нельзя, это святое место для артистов». Метцгер извинился и пообещал никогда больше не подниматься на сцену. А с Татьяной Ожиговой они подружились. Борис Викторович ее много снимал, навещал в больнице, провожал домой.

Он дружил с космонавтом Георгием Береговым, побывал по его приглашению в Звездном городке. Друзьями стали омичи разных профессий – актеры, художники, спортсмены, академики, врачи. Бориса Викторовича отличает любовь к своим героям и интеллигентность в общении, и это вызывает ответную волну приязни.

Есть снимки, которые фотокорреспондент не любит показывать: политические баталии, митинги. Он шел рядом с Михаилом Горбачевым в Дом политпросвещения, когда на президента накинулся психически нездоровый человек. Сделал три снимка, сегодня они могут считаться историческими. Но Метцгер ими не хвастается, они лежат в его архиве. Говорит: «Не люблю негатив». Борис Викторович – жизнелюб и оптимист. Любимая работа и сегодня для него главный стимул и источник интереса.

Несколько раз он мог уехать из Омска. В Москву, Ригу. Но он ни разу не пожалел, что отказался от заманчивых предложений. В Омске он профессионально состоялся, Омск ему дорог как источник вдохновения. Борис Метцгер по-прежнему подтянут, энергичен, для каждого у него готова шутка.

Светлана ВАСИЛЬЕВА

Фото Евгения Кармаева

Из архива «Омской правды»