Следующая остановка – любовь

13 февраля корреспонденты школы практической журналистики имени Татьяны Шипиловой стали участниками необычного спектакля «Дома Актера». “Следующая остановка» оказался весьма занимательным и проходил прямо в … трамвае! Параллельное действие разворачивалось в наушниках, выданных зрителям радушными гидами.

Это спектакль входит в цикл проектов “Хранители. Омск”. Начинается маршрут движения трамвая в одном из старейших депо Омска – на остановке “Цирк”. Трамвай следует до ПО “Полёт” и  разворачивается обратно, но  по другому пути. На протяжении всего следования перед слушателями предстают две основные истории: трамваев нашего города и молодых людей, столкнувшихся со странными трудностями.

Представьте: девушка по имени Алиса ссорится с мамой и именно поэтому оказывается в депо. По наставлению подруги она садится к зрителям в трамвай, ожидающим начало исторического экскурса, где и встречает призрака – парня Тараса Белова. На протяжении всей поездки мы слышим, как герои заглушают экскурсовода, превращая лекцию об истоках появления в городе трамвая, в настоящую драму.

Интересно, что проблемы с матерями есть у обоих персонажей: они схожи в своей уверенности отсутствия чувств у родителей. Тарас уверен,  что мать ненавидит его и совершенно не замечает заботы за её советами. Например, надеть шапку, взяться за учёбу. Но и его мы можем понять: несмотря на свою грубость и отрешённость, он потерян и одинок в этой жизни.  Ему страшно, и парень продолжает обороняться от  материнских слов.  При этом он пытается сгладить конфликт и поговорить с мамой, объяснить ситуацию со своей стороны, показать чувства, а в ответ видит монотонную заботу о внешнем виде, оценках, тёплой одежде. Он ждет понимания и внимания к своей личности, однако женщина, словно запрограммированный робот, продолжает беспокоиться о внешней составляющей образа, что сильно ранило парня.  Именно поэтому он начинает отвечать агрессией.

Подобное поведение, только немного спокойнее, зрители наблюдают и у главной героини – девушке Алисы. Она часто ругается с мамой, которая постоянно поправляет её, отсчитывает и не дает шансов проявить самостоятельность.

Исходя из перечисленного, как нам кажется, мы можем рассматривать образ Тараса для Алисы как зеркальное отражение из будущего. Того, где девушка так и не смогла бы наладить контакт с матерью, перейдя в состояние слепой озлобленности. Эта разница у героев просматривается на протяжении всех разговоров о семье. Но вот мы узнаём, каким был Тарас Белов до этих событий и их причину, понимая насколько он сильно привязался к своей мечте, будто она единственный якорь в его существовании, имеющий какой-то смысл…

В конце спектакля главный герой просит прощение за агрессию (случайную в сторону Алисы и намеренную перед матерью). Выход из трамвая символизирует остановку на новой станции жизни парня. Той, где он понимает маму, постоянно заботящуюся о нём, и девушку, которая не бросила его в трудной жизненной ситуации. Главный герой Белов уже не одинок и наконец видит их – тех, кто окружал и может быть по-настоящему рядом. Не всегда до конца понимая, конечно, но всё же являясь опорой, настоящим якорем в сегодняшней непростой жизни. Воображение рисует картину: женщина, что держит руку Тараса в больнице, и Алиса, ведущая душу парня сквозь туман к его будущей семье.

Отдельно, как нам показалось, в этом спектаклей зрителей впечатляет диктор-кондуктор, то и дело объявляющий остановки. Кроме обычных комментариев после каждого места звучит совет – ключ к правильной жизни. Голос заставляет задуматься Тараса Белова о том, кому герой на самом деле нужен, что важно в жизни  и кто его действительно любит. В этом спектакле диктор будто путеводитель: на каждой станции находится новая инструкция, которая поможет найти путь к настоящей счастливой жизни. Однако она не будет заключаться, например, в покупке новенького мотоцикла…

– Трамвай всегда останавливается на нужных вам остановках, главное – вовремя выйти», – провозглашает последнюю мудрость в этом педагогическом эксперименте кондуктор-проводник, прежде чем расслабиться и завести будничную беседу с экскурсоводом. Вот так красным пунктиром эта главная мысль объединят весь спектакль в единое целое. На выходе из трамвая зритель понимает: жизнь мчится, делает свои остановки, но наша задача вовремя сойти на счастливой остановке.

Ксения Веселова

Фото Алисы Колбасенко