Газета и соцсети: разговор на двух языках

Омский Союз журналистов совместно с Министерством внутренней политики Омской области организовал большой семинар для редакций районных газет.

Ключевым спикером выступил секретарь Союза журналистов России, главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок» Владимир Касютин.
Главная тема диалоговой площадки – «Современная модель работы редакции районной газеты в цифровой среде». Участники обсудили эффективные инструменты работы в социальных сетях, представили успешные кейсы реализации газетных проектов в интернете.
Своим опытом поделились редакторы районных газет, руководители и журналисты областного медиахолдинга «Омская правда» и АО «Омские медиа» (12 канал).

– Несмотря на все сложности, редакторы районных газет успешно перестраивают работу редакции и осваивают современные форматы цифровой среды, – сказала в приветственном слове заместитель министра внутренней политики Омской области Ольга Колесник. – Хочу отдельно поблагодарить редакции северных районов за эффективную и оперативную работу по освещению ликвидации последствий паводка.  Отработанные инструменты работы могут быть примером для других регионов.

Своим опытом и наработками в социальных сетях поделились главные редакторы: «Усть-Ишимского вестника» (Усть-Ишимский район), «Тарского Прииртышья» (Тарский район), газеты «Вперед» (Знаменский район), «Нашей Иртышской правды» (Большереченский район), а также печатного издания «Пламя» всегда с вами» (Одесский район).

Шеф-редактор интернет-редакции 12 канала Карина Сычугова и главный редактор ИА «ОмскРегион» Алексей Пантелеев дали экспертную оценку и поделились своими эффективными инструментами работы в цифровой среде.

В  последние два-три года наблюдается прорыв в работе муниципальных редакций в социальных сетях. Даже у небольших редакций есть группы с количеством подписчиков более 10 тысяч.

Но, как отметил приглашенный эксперт Владимир Касютин, не все понимают, что социальные сети не заменят журналистскую работу. Секретарь Союза журналистов поделился общими тенденциями, характерными для региональных изданий, а также сделал подробный анализ информационных ресурсов районных газет Омской области: сайтов, телеграмм-каналов, пабликов и бумажных газет.

– Есть тенденция, когда из социальных сетей в газету переносят большое количество некачественных фотографий и слабых текстов. Но «бумага» – это совсем другой носитель, – рассказал Владимир Касютин. – Мы должны учиться работать на двух языках. Важно сохранить баланс: развивая соцсети, не забывать о газете. Поскольку кормит редакцию по-прежнему бумажная газета. Это самое узкое место – даже самые успешные редакции в соцсетях порой забывают о печатной версии. И наоборот. Газета – это одно, соцсети – другое, сайт – третье. Все это разные форматы. И каждая площадка должна помогать развиваться другой. В соцсетях мы должны больше рассказывать о том, чем живет газета, как оформить подписку и т.д. Это касается и сайтов, которые следует рассматривать как визитную карточку редакции.

Большой вред газетам приносят привычные заявления: «больше свежих новостей читайте на страничке в интернете, больше фото, больше видео, все самое интересное – на сайте». Нельзя противопоставлять различные площадки. Лучше отправлять читателей в конкретные разделы сайта.

– В наших социальных сетях не хватает грамотных, мыслящих подписчиков, которые являются основой аудитории наших печатных изданий. Поэтому нам надо заводить читателей газеты в наши соцсети, – считает главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок».

Владимир Касютин отметил, некоторые редакции научилась зарабатывать в социальных сетях, но надо быть  внимательным к законодательству – штрафы очень большие.

– Еще одна проблема – во всех редакциях кадровый голод. Я знаю издания, где и верстальщики, и корректоры, и редакторы сайтов работают на аутсорсинге, – рассказал Владимир Касютин.

После обеда Владимир Касютин провел свой семинар «Организация работы редакций с соцмедиа. Анализ практики реализации газетных проектов в цифровой среде».

В завершении семинара председатель Омского Союза журналистов подарил Владимиру Касютину недавно вышедший в свет печатный сборник «Журналист Прииртышья. Атлас Омских СМИ», в котором собрана информация в том числе обо всех районных газетах региона.

–  Для меня это был однозначно полезный семинар. Я впервые встретилась с коллегами из других районов, больше узнала об их газетах, – рассказала новый главный редактор газеты «Маяк» Любинского района. – Поскольку я еще адаптируюсь в сфере — больше слушала, чем активно участвовала, но живое обсуждение опытных редакторов помогло мне составить представление о проблемах, с которыми я могу столкнуться, и просто об особенностях работы. Плюсы и минусы районных изданий, обозначенные экспертами, дали мне идеи и пищу для размышлений в области возможных правок, проектов и совершенствования газеты. И чисто эмоционально мне было приятно провести время в тёплой деловой атмосфере среди интересных и грамотных людей.

– Спасибо за семинар. Очень полезный, продуктивный, как глоток свежего воздуха, – поделилась впечатлениями главный редактор газеты «Таврические новости» Наталья Тананайская. – При нашем напряжённом, быстром темпе работы трудно найти время, чтобы остановиться, проанализировать контент, дизайн своей газеты, сайта, групп. Взгляд со стороны, особенно такого профессионала как В. Л. Касютин, сегодня чрезвычайно важен, необходим. Очень ценны его обзоры изданий коллег. У каждой редакции есть свои интересные находки, которые обязательно будем использовать в работе. Важно и то, что в ходе таких встреч находятся ответы на волнующие вопросы, очень полезны ссылки на ресурсы для упрощения работы при подготовке постов для соцсетей.  Хорошо бы провести подобные семинары для сотрудников редакций, отдельно для верстальщиков, корреспондентов, главных специалистов, проработал на них более «узко» вопросы.