Всю жизнь на одной волне

Её голос узнаваем, её тембр безукоризнен, её собеседники откровенны, её жизнь наполнена любовью к своему делу. Ведущая Омского радио Тамара Валентиновна Муренец отметила 50 лет работы в радиоэфире.

Полвека она радует слушателей прекрасными музыкальными программами и беседами с интересными людьми, а за чашкой чая рассказывает уникальные вещи из собственной биографии.

Родом из детства

– Тамара Валентиновна, коллеги отмечают вашу невероятную скромность, при всех ваших заслугах. Это низкая самооценка или особенности воспитания?

– В нашем поколении не было карьеристов. Возвеличивать себя было стыдно. Та журналистская среда, в которую я попала, как-то не признавала журналистские конкурсы, например. Впервые я приняла участие в конкурсе только где-то в 1992 году. И то по просьбе коллег. Мне объяснили, что это не победа лично журналиста, а победа компании, всего коллектива. Поэтому я всегда воспринимала все свои победы именно так.

– И все-таки о воспитании –  кем были ваши родители?

– Моему отцу не было еще 17 лет, когда он ушел на фронт. В Омск семья была эвакуирована из Краснодарского края, это была казачья станица, где мальчики умели ездить верхом, хорошо плавать, поэтому на фронте он всегда помогал другим. И однажды нес на себе какого-то раненого бойца, вдруг рядом разорвалась мина, и осколок попал ему под руку, в сердце. На него моей бабушке пришла похоронка. Но он не был убит, его ранили – осколок остался в перикарде, оболочке сердца. И так с этим осколком он всю жизнь и прожил, потому что никто тогда не делал операций на открытом сердце. И ушел из жизни он рано поэтому – в 59 лет.

Знаю, что он учился в машиностроительном техникуме, но бросил учебу по каким-то причинам, но при этом был первоклассным специалистом, читал чертежи лучше инженеров с высшим образованием. Работал в суперзакрытом конструкторском бюро «Автоматика». Его работа была связана с космосом. И я хорошо помню, как у нас на кухне сидел начальник первого отдела, в гости приходил директор завода. Я очень горжусь своим отцом. Более того, он был вылитый Вячеслав Тихонов. И когда на экраны вышел фильм «Доживем до понедельника», все мои подружки бегали ко мне домой посмотреть на моего отца.

А мама была немного похожа на Нонну Мордюкову. Она работала в столовой на Ленина бухгалтером.

Культурная прививка

– Почему вы так серьезно увлеклись музыкой? Кто оказал влияние?

– Никто не настаивал. Это было мое решение. Я была одним из тех советских детей, которые всегда рассчитывали не столько на родителей, сколько на свою страну. Мы знали, что она напоит-накормит и поднимет. В школьной характеристике меня рекомендовали на исторический факультет пед­института. Но я об этом даже не мечтала. Мама хотела, чтобы я стала музыкальным работником в детском саду. Поэтому я пошла по такому
пути.

Вообще, мое культурное воспитание складывалось из суммы слагаемых. В нашем доме царил культ книги. Как-то папа принес всего на два дня детскую книгу. И я вышла на мороз босиком, чтобы заболеть, не пойти в школу и успеть ее прочитать.

И радио, которое было в нашем доме, стало для меня мощной культурной прививкой. Я знала все песни и всех авторов, потому что раньше по радио называли имя автора стихов и композитора. Это мне очень пригодилось в моей будущей профессии.

Помню, мне давали 15 копеек на мороженое, а я бежала в музей. Мама даже злилась: какая практическая польза от этого искусства?

А еще у нас у единственных на нашей улице был телевизор, поскольку папа хорошо зарабатывал. И все соседи приходили с табуретками к нам, усаживались в единственной комнате в 16 метров и смотрели все подряд. Да, было такое.

– И ведь именно музыка привела вас на радио в 1971 году?

– Я еще тогда училась в училище, ко мне подошел преподаватель и сказал, что на Омском радио неожиданно уволилась редактор музыкального вещания. И я пришла сюда на практику.

И хочу сказать, что меня здесь невероятно тепло встретили. Как будто я когда-то здесь уже была. Ну а потом мне предложили работать на полставки старшего редактора. Это целых 60 рублей! Я делала концерты по заявкам.

– Вы пытались копировать кого-то из ведущих? У кого учились мастерству тележурналиста?

– На радио был невероятно высокий уровень журналистики, и мне посчастливилось учиться у профессионалов высшего класса. Здесь работал удивительнейший человек, режиссер омского радио Михаил Михайлович Иловайский. Мы с ним очень сблизились, я подбирала музыкальное оформление для его программ. У меня были прекрасные отношения с Галиной Михайловной Сухановой. Мне очень повезло работать с режиссером Сергеем Рудзинским. Мы с ним придумывали такие удивительные вещи!

«Радио – это магия»

– Вы никогда не хотели работать на телевидении? Вы бы с успехом освоили и мастерство тележурналиста.

– Нет, никогда. Радио – это магия. Здесь есть масса преимуществ. Ты сам задумал программу, сам написал, сделал монтаж, придумал музыкальное наполнение и довел до вещательной аппаратной. Каждую тему я раскручиваю, чтобы она раскрылась. И всегда учила молодежь: нужно раскрыть собеседника, сделать так, чтобы он перестал бояться микрофона, смотреть в глаза, проникнуть в его душу и, самое главное, полюбить этого человека и восхищаться им. И тогда ваш собеседник выдаст то, чего он сам даже не предполагал.

– Полюбить человека, которого видишь первый-второй раз в жизни, непросто. Как вам это удается?

– Да я вообще люблю людей и вижу только хорошее, хотя жизнь часто пытается убедить меня в обратном.

Омский Дом радио

– Известный факт, что в омском Доме радио есть собственная концертная студия, где побывали многие известные советские исполнители. Говорят, здесь пел начинающий Хворостовский?

– Да, Хворостовский здесь пел. Он был тогда еще студентом и приехал выступать в Омской филармонии. У нас сохранилась запись. Но я хочу сказать, что мне удалось пробить нишу для омских исполнителей, потому что их творчество тоже достойно внимания. И первый конкурс, который я провела, – это был конкурс омских композиторов. После этого в радиоэфире по­явились песни об Омске, записанные в наших студиях.

– Когда отключили радиоточки, вы не потеряли своих слушателей?

– Конечно, многих слушателей мы потеряли. Но преданные слушатели смогли перестроиться. Я сама не могу жить без радио, сын мне купил отличный приемник, и я его отключаю, только когда заканчивается вещание, как и раньше.

– Наверное, за 50 лет вы испробовали в своих программах все темы и все жанры. Как сегодня вам удается удивлять слушателей?

– Меня учили, что программа живет три года. Через три года нужно предложить слушателю что-то новое. Сейчас меня увлекает история, я с помощью моих гостей хочу донести до людей правду об исторических событиях. За это я все отдам.

Екатерина КУДРЯВЦЕВА

«Вечерний Омск»