Обгоняя впереди бегущих

Посвящается юбиляру, заслуженному журналисту Омской области, легендарному фоторепортеру Борису Викторовичу Метцгеру. 

Память человека избирательна. Она обычно фиксирует самые важные или самые неожиданные моменты жизни. Заметили? Вспоминая далёкое прошлое, мы словно листаем страницы старого потрёпанного фотоальбома с наивными виньетками вокруг снимков, размытым фоном сопутствующих событий, отодвинутых до поры до времени в тень давно минувших дней. А зоркий глаз фотообъектива дарит нам возможность облечь воспоминания в реальные образы.

В Омске существует когорта интересных, самобытных, закалённых профессией и временем мастеров. В этой шеренге своё индивидуальное место занимает Борис Викторович Метцгер.

Кто бы мог подумать, что мальчонка, рождённый в сибирской деревенской глубинке, главное призвание своей жизни найдёт в съёмке разных проявлений жизни, событий, личностей не только родной Омской области, но и, пожалуй, целой страны. Что на долгие годы его главным рабочим инструментом станет фотоаппарат, а привычным грузом, оттягивающим плечо, – кофр с камерой и фотообъективами.

Весна пришла, веснушки налицо! Боря Метцгер в 6-м классе. 1952 г.

Почему-то очень рано возник у простого паренька интерес к внутреннему миру человека, тяга к прекрасному. Возможно, в противовес недостатку любви и тепла в его ранние сиротские детские годы. Да и сама природа, в окружении которой он рос, невольно будоражила воображение. Бескрайнее шатровое небо с громадами облаков, теми самыми воздушными фрегатами, воспетыми замечательным поэтом-омичом Леонидом Мартыновым. Колышущиеся ветром гибкие ветви сибирских берёз. Просторы, радующие глаз буйством и разноцветьем трав…

Очень драматично начиналась биография мальчугана… Уже в шесть лет он подрабатывал на просёлочной дороге под Тавричанкой, отмывая от грязи копыта лошадей, запряжённых в телеги и коляски. Два года спустя восьмилетнего мальца случайно обнаружил проезжавший мимо по делам заведующий районным отделом народного образования Александр Фёдорович Метцгер. Как выяснилось, родной дядя по отцу.

После демобилизации из армии с родителями, заслуженными учителями РСФСР Ольгой Дмитриевной и Александром Фёдоровичем Метцгерами. Таврическое, 1960 г.

Так в 1947 году Боря обрёл пристанище в дружной учительской семье Метцгеров. Дядя и его жена Ольга Дмитриевна заменили ему родителей, вырастили, поставили на ноги. Своим собственным примером дали представление о том, что всего в жизни надо добиваться трудолюбием, старанием, обязательностью.

Порой коллеги и знакомые удивляются феноменальной работоспособности Бориса Викторовича. Дело  не только в природной немецкой организованности и дисциплинированности, но и в том, что он сызмальства привык трудиться с полной отдачей, не за страх, а за совесть. Помогал по дому, пропалывал огородные грядки, пилил дрова, таскал воду. При этом старался хорошо учиться в Таврической средней школе, не подводить своих приёмных папу и маму, уважаемых всеми в районе педагогов. Вот и вырос неутомимым трудоголиком.

Однажды сосед-тавричанин показал мальчику свои снимки. Тот не смог отвести от них зачарованный взгляд. Фотограф-любитель, заметив это, улыбнулся: «Принесёшь фотоаппарат – научу снимать». Так родилась мечта – обзавестись фотокамерой. Перед восьмым классом Борис за летние каникулы на делянках районного плодопитомника сумел заработать на вожделенную «Смену». Простенький, дешёвый фотоаппарат, а сколько радости и восторга вызвал у парня!

С того момента понятия «жить» и «снимать» стали для Бориса синонимами. Школьные товарищи, домочадцы, соседи, армейские сослуживцы – всё запечатлевалось на давних «сменовских» кадрах. Постепенно увереннее и твёрже становилась рука, зорче глаз, быстрее реакция.

Сержант Борис Метцгер во время службы в Советской Армии на острове Кунашир. 1959 г.

Чётко выстраивался его путь к репортёрскому делу. После школы и армейской службы Борис отправился в Омск, поступил работать токарем на авиационный завод. И на новом месте неугомонный характер токаря-новичка не мог не проявиться. Успевал и детали вытачивать, и участвовать в общественной жизни цеха: снимал заводские мероприятия, был активным на комсомольских собраниях. В итоге выбрали Бориса Метцгера освобождённым комсомольским секретарём предприятия. Как раз в тот период парень познакомился с Валентиной – своей будущей женой, единственной и любимой.

О будущем думал серьёзно, поэтому поступил в машиностроительный институт, на факультет, деканом которого был Владислав Владимирович Кондашевский. Как выяснилось, заядлый любитель фотографий, всячески поощрявший увлечение своего студента. Декан даже выделил Борису в общежитии комнатку под фотолабораторию. И они порой вместе просиживали вечерние часы, проявляя плёнки и печатая фотографии. Весь институт был увешан снимками Метцгера. На них отражалась студенческая жизнь вуза во всём её многообразии. В одной группе с Борей учился парень, имевший великолепную по тем временам камеру «Киев 4-А». У Метцгера же был мотоцикл «Иж» – главное средство передвижения из Омска в Тавричанку и обратно. Так серьёзно болел новоиспечённый студент фотографией, что предложил приятелю произвести обмен мотоцикла на фотоаппарат. И тот согласился!

В 1965 году после очередного пребывания в стройотряде Борис привёз из Горьковского района немало выразительных, динамичных фотографий. Декан посчитал, что из них может получиться прекрасный фоторепортаж, и снимки передали на Омскую студию телевидения. Сюжет о буднях студенческого отряда показали в вечернем выпуске новостей. И это событие круто изменило вполне предсказуемую будущность студента Метцгера. Стройотрядовская «фотосессия» так впечатлила студийное руководство, что Боре тут же предложили стать штатным фотокором.

Телестудия тех лет представляла собой уникальное творческое явление. Здесь собрался коллектив увлечённых профессионалов. Они делали всё возможное, чтобы жизнь Омска и области в разных её проявлениях как можно полнее и интереснее отражалась в телепередачах. Тогда ещё не существовало видеозаписи, программы шли в эфир живьём. Поэтому в них использовались сюжеты, заранее снятые кинооператорами студии. Это были небольшие зарисовки о героях передач или целых коллективах. Отснятую плёнку требовалось не только проявить, но и смонтировать, выстроить сюжетно, сделать так называемые подложки – отдельно записанные звуковые интервью и производственные шумы.

На это уходило время. А Метцгер обеспечивал студию фоторепортажами и фотоочерками. Борисовой оперативности поражались даже видавшие виды редакторы. Он успевал приехать на событие, сделать несколько десятков снимков, вернуться в студию, проявить и отпечатать фотографии, которые буквально с колёс шли в эфир очередного выпуска новостей. Это умение работать молниеносно, опережая конкурентов, а порой обгоняя даже героев собственных снимков, очень символично иллюстрирует фото, размещённое на титульном листе книги: Метцгер, снимая, с тяжёлым кофром бежит впереди финиширующего марафонца!

Фотографы Александр Чепурко, Борис Метцгер, Сергей Сапоцкий и Леонид Потёмкин на Омском телевидении. Фото Евгения Мамакина. Начало 1980-х гг.

В семидесятые годы фотографии Метцгера всё чаще стали появляться и в местной печати, и в центральных изданиях. В Агентстве печати «Новости», с которым он много сотрудничал, его оформили внештатным корреспондентом, и в 1975 году Борис по заданию АПН отправился в ФРГ на освещение чемпионата мира по хоккею. Там омский фотограф показал такой класс профессионализма, что ему предложили организовать на площадке мюнхенского чемпионата выставку.

На выставке «Интерпресс-фото-1966» с коллегой Геннадием Магденко. Москва

Успех фотовернисажа аукнулся неожиданным образом. Бориса буквально атаковали местные СМИ с предложениями о сотрудничестве. Более того, речь шла даже о том, чтобы он навсегда остался на Западе. Уговаривали на все лады. Но сработал надёжный внутренний защитный механизм: отказаться от Родины, от семьи – никогда!

В кругу семьи. 1990-е гг.

В Омске на стадионе «Красная Звезда» со знаменитым спортивным комментатором, народным артистом СССР Николаем Озеровым. Фото Евгения Кармаева. 1980-е гг.

В дни работы XVIII съезда ВЛКСМ. Кремлёвский дворец съездов. 1978 г.

Двадцать пять лет профессиональной работы Метцгера было отдано Омской телестудии. Очень увлечённая натура, параллельно он успел побывать ассистентом кинооператора корпункта Новосибирской студии кинохроники, снимая репортажи для киножурнала «Сибирь на экране». Какое-то время числился штатным фотографом на только что введённом в строй заводе синтетического каучука. Потом семь лет работал фотокором в «Вечернем Омске». Освещал жизнь только что созданного Азовского немецкого национального округа в газете Ihre Zeitung. Отражал кипучие будни и праздники в городском управлении культуры. Вёл протокольные съёмки для Омского горсовета…

Во всеоружии! Фото Евгения Мамакина

Если бы существовал счётчик учёта сделанных им за эти годы кадров и пройденных километров с увесистым кофром за спиной, то он показал бы цифры поистине космические. Очень коммуникабельный, приветливый и общительный, Метцгер неизменно сохраняет в душе интерес к природе, к человеку, к делу, которым этот человек живёт и дышит.

Чугунная пушка в память основателей города у слияния двух рек – Иртыша и Оми.

Город воздушных фрегатов, в котором он возмужал, состоялся и по-человечески, и профессионально, на его снимках прежде всего населён людьми. Омичами знатными и совершенно неизвестными, но вполне узнаваемыми нашими современниками. Рассказ об Омске и омичах проникнут любовью к городу. Здесь не только отражение городских пейзажей, но и динамика изменений городского ландшафта, уклада жизни целых поколений. Как преобразился город за десятилетия, как поменялась среда обитания омичей ХХI века – обо всём рассказывают кадры этого раздела книги.

Раздел «Сибирское приволье» – то самое, в окружении чего родился и рос мальчик Боря. Это его поклон далёкому нелёгкому детству. Он хранит в душе теплоту своего сурового края. Она чувствуется в фотографиях, повествующих о том, как живёт  сибирское село и его замечательные труженики, оставшиеся верными призванию быть земледельцем, хлеборобом или животноводом.

Первые караваи из нового урожая

Многие известные люди выходили в большой мир через ту самую заводскую проходную, увековеченную в знаменитой песне из кинофильма «Весна на Заречной улице». Завод для Бориса Метцгера был важной частью жизни. Он подарил не только личное счастье и семью, но и понимание того, что такое рабочий человек, как формируются и совершенствуются люди, работая в коллективе. Поэтому столь выразительны репортажи Бориса из заводских цехов, фотоочерки о передовиках производства, их портреты.

В 1960 г. омский завод СК объявлен Всесоюзной комсомольской стройкой

«Времён связующая нить» – раздел, объединяющий в единое целое представителей разных поколений, разных наций и национальностей. В этой «нити» и есть смысл жизни. В передаче молодым вековых устоев, семейных традиций кроется верность убеждениям, готовность отстаивать главные человеческие ценности.

«Сибиряки – народ сборный, но отборный!» – любил повторять наш знаменитый земляк народный артист СССР Михаил Ульянов, гениально сыгравший в кино Маршала Победы Георгия Жукова. Метцгер много раз снимал Михаила Александровича во время его приездов на родину. В том числе и в год открытия в Омске памятника Жукову. И сумел передать в этих снимках глубинную породнённость великого артиста и гражданина с Сибирью и сибиряками. Тут соединились уважение и преклонение артиста и фоторепортёра перед ветеранами-фронтовиками, отстоявшими страну и мир в Великой Отечественной войне, перед рядовыми тружениками тыла.

Каждый человек бесценен – утверждают снимки Метцгера. Они по праву стали фотодокументами эпохи. В них отражается рубеж веков и поколений. Вот члены семьи знаменитых омских медиков Полуэктовых держат в руках портреты основателей своей династии, которая насчитывает четыре поколения. И представитель четвёртого – пятилетний малыш Лёня при съёмке его большой семьи заявил фотографу: «Стану нейрохирургом и буду лечить людей, чтобы у них не болела голова».

С симпатией и нежностью рассказывает Борис Викторович о своих друзьях по профессии. Этот дружеский круг очень широк. Настолько, что физически невозможно было бы разместить всех, кто в него входит, на страницах книги. И телевизионщики, и радийщики, и газетчики, и печатники, и фоторепортёры, и сотрудничавшие с печатью писатели – все, кого объединяло под своей эгидой дружное журналистское сообщество, несомненно, являются друзьями Бориса Метцгера. Фамилии их – зримая история омской журналистики. Это имена отразивших историю города, области, страны…

Легендарный диктор Омского радио, заслуженный работник культуры РСФСР Клавдия Рабинович

Мэтр фоторепортажей, фотокорреспондент ТАСС по Омской области (1978–1991), летописец жизни родного края Александр Чепурко

Его талант дружбы распространяется не только на собратьев по профессии, но и на всех, с кем доводилось знакомиться на съёмках. Особые отношения завязывались с представителями культуры и искусства. Такова магия этой сферы, что невозможно душевно не откликнуться на обаяние творческих личностей. Каждый снимок, размещённый в разделе «От рампы до мольберта», – отдельная новелла о человеке или группе людей, на них запечатлённых. Легендарная Татьяна Ожигова, чьё имя носит сегодня малая сцена академического театра драмы. Она когда-то преподала фоторепортёру урок уважения к традициям актёрской профессии. Увлёкшись съёмкой, проходившей в театре, он ступил на авансцену. Татьяна сказала ему: «Боря, запомни: сцена – место не для тебя, это святое место для артистов». И он запомнил! Групповой снимок труппы драмтеатра после премьеры спектакля «Тартюф» зафиксировал не только сыгравших в нём артистов и постановочную труппу из Польши, но и интересный исторический нюанс. В разгар работы над спектаклем телефонным звонком из Варшавы режиссёру Изабелле Цивиньской сообщили о её назначении министром культуры и искусств Польши. Пришлось срочно улететь. Но на премьере Изабелла присутствовала, но уже в ранге утверждённого министра.

Лица людей творческих в этом большом разделе буквально излучают энергию добра и созидания. Широта русской песни и удаль плясок Омского народного хора – в динамике концертных кадров. А какими глубокими эмоциями, мыслями, озарениями наполнены глаза омских художников, скульпторов! Как одухотворены портреты писателей-омичей. Все здесь – люди уникальные и привлекательные силой своих дарований, индивидуальностей и талантов.

Раздел «Кузница спортивных кадров» не менее впечатляюще отражает страницы жизни омских спортсменов, тренеров, болельщиков. Здесь эмоции, выплеснувшиеся на снимках, перерастают в суть характеров спортсменов. Многие из знаменитостей омского спорта предстают перед нами совсем в неожиданном качестве. Сколько экспрессии в запечатлённых мгновениях побед и, увы, поражений! «О спорт, ты жизнь!» – эти слова возродившего олимпийское движение Пьера де Кубертена вполне могут послужить эпиграфом к спортивным страницам фотоповести Б. Метцгера.

Именитые гости словно подводят черту, отделяющую собственно омскую часть этой повести от его гостевого маршрута. Лица знаменитостей, известных всему миру. Эти люди представляют разные страны, разные виды человеческой деятельности, разные поколения. О каждом из них можно прочитать в энциклопедиях.

Историю одного из снимков, на котором фигурирует вернувшийся из американского далёка писатель Александр Солженицын, особенно любит вспоминать Борис Викторович.

Лауреат Нобелевской премии, писатель Александр Солженицын
на перроне омского железнодорожного вокзала. 1994 г.

…Огромная толпа встречающих заполнила тогда перрон омского вокзала. Писатель тонул в этой взволнованной сутолоке, а репортёру хотелось запечатлеть его одного, только что шагнувшего на землю, где отбывал свою ссылку великий Достоевский. Александр Исаевич выслушал взволнованную просьбу фотографа и согласился специально для него сделать эксклюзивный проход по перрону.

Когда щёлкнул затвор фотоаппарата, Метцгер похолодел. В камере это был последний кадр! Переснять невозможно. А вдруг не в резкости? А вдруг не получилось настроение? Только когда проявил плёнку, успокоился. Всё получилось!

И должно было получиться, потому что судьба, по большому счёту, благосклонна к таким вот редким энтузиастам своей профессии, как Борис Викторович Метцгер, который в свои без малого 85 лет не останавливается и продолжает писать свою фотоповесть.

Людмила Першина,

заслуженный журналист Омской области, театральный критик,

член Союза театральных деятелей России, член Союза журналистов России.

В день 75-летия с мэром Омска Вячеславом Двораковским и председателем Омского горсовета Галиной Горст. 2014 г.