Доцент кафедры Техносферной и экологической безопасности СибАДИ Ринат Валитов проанализировал свежие статистические данные по структуре выбросов в атмосферу Омска. В Омском Союзе журналистов состоялось очередное занятие экошколы современных медиа.
Атмосфера большого города – это всегда совокупность факторов: от климатических до географических, рассказал эксперт в области экологической безопасности Ринат Валитов в рамках экошколы. Большую роль играет и способность рассеивания веществ, и специфика промышленности, энергетики, факторы застройки, количество передвижных источников выбросов.
Он представил слушателям данные Росприроднадзора по количеству выбросов в атмосферу Омска от стационарных источников за 2023 год.
– Можно увидеть по данным 2017 года в начале вхождения и программу «Чистый воздух», что структура выбросов в Омске по данным Минприроды Омской области состоит из выбросов от теплоэнергетического комплекса, в основном это ТГК-11, от передвижных источников — автотранспорта, от промышленности. По статистическим данным за 2023 год, мы видим, что источники остались теми же, изменилась их доля в структуре.
По данным 2017 года, когда город Омск вошел в федеральную программу «Чистый воздух», структура выбросов в городе распределялась так:
Источники выбросов, стационарные и передвижные | Выбросы (тыс. тонн) | |
Теплоэнергетика (восновном представлена ТГК11) | 91,6 | 36,6% |
Транспорт | 87,1 | 34,8% |
Промышленность | 71,5 | 28,6% |
Итого | 250,2 | 100% |
Буквально недавно Росприроднадзор опубликовал статистические данные за 2023 год, в котором произошло значительное снижение по стационарным источникам выбросов в городе:
Источники выбросов, стационарные | Выбросы (тыс. тонн) |
Теплоэнергетика (восновном представлена ТГК11) | 81,5 |
Промышленность | 34,5 |
Прочие (малый и средний бизнес, подпадающий под подачу формы 2-ТП воздух) | 4,4 |
Итого | 120,4 |
Заметны тренды снижения по выбросам от передвижных источников. Так, по данным Министерства природных ресурсов за 2022 год выбросы от автотранспорта в Омске — 36,7 тысяч тонн. Это показывает снижение больше, чем в 2 раза, по сравнению с данными за 2017 год — 87,1 тысяч тонн. По мнению эксперта, этому способствовал переход на новый стандарт топлива. Так, согласно принятому Правительством РФ Техническому регламенту с 2016 года в России используется топливо не менее 5 класса. Это стало весомым вкладом в экологизацию больших городов. Число автомобилей с каждым годом увеличивается, а нагрузка на атмосферу снижается. К слову, наш омский НПЗ тоже досрочно перешел на выпуск такой продукции стандарта Евро 5 – уже в 2014 году.
– Можно сказать, что в достаточно быстром темпе выполняют снижение выбросов в атмосферу автотранспорт и промышленность, – отметил Ринат Валитов.
Однако в периоды неблагоприятных метеоусловий жители хоть и меньше, но ощущают совокупный эффект от выхлопных газов из-за низкого рассевания. Это так называемый эффект «низкой трубы», выхлопы от автотранспорта и частного сектора при неблагоприятных метеоусловиях рассеиваются плохо.
– Хочу отметить, что так называемые «мелкие» загрязнители тоже попадают в статистику, но это все же меньшая доля загрязнения. Однако они обладают меньшей высотой труб, а при НМУ, при эффекте низкого рассеивания, чем ниже высота труб, тем меньше возможности рассеивания.
Поэтому федеральная программа «Чистый воздух», которая включает компенсацию затрат на газификацию и догазификацию частного сектора, также реально повлияет на качество атмосферы города.
Справка
Экошкола современных медиа – просветительский проект Омского Союза журналистов, который реализуется при поддержке АО «ГК «Титан» и компании «Газпром нефть». Постоянным партнером является министерство природных ресурсов и экологии Омской области. Проект реализуется с 2022 года, за это время обучение прошли более 50 омских журналистов и блогеров.
Валитов Ринат Рашидович — кандидат технических наук, доцент кафедры Техносферной и Экологической безопасности СибАДИ, почетный член Всероссийского общества охраны природы.